Каждый телефон имеет свой уникальный код IMEI — об
этом многие из нас узнали сравнительно недавно, когда с февраля 2009
года Нацкомиссия по вопросам регулирования связи Украины приняла
решение вносить эти коды в одну общую базу. Придумано это было для
того, чтобы прекратить завоз нелегальных и краденых мобилок и для
борьбы с их воровством. До 30 мая подать коды в базу должны были
продавцы, а до 30 сентября — мобильные операторы, после чего
воспользоваться «серой» мобилкой будет сложно. Накануне этого события
мы собрали «коллекцию» самых популярных вопросов об IMEI. На них
ответили Павел Слободянюк, руководитель «Украинского государственного
центра радиочастот», и Ульяна Смольская, руководитель PR-службы
компании «Евросеть».
1. Что такое IMEI? Как узнать IMEI своего телефона? Как проверить, правильный ли он?
IMEI (International Mobile Equipment Identity) —
международный идентификатор мобильного оборудования, который
представляет собой число (обычно 15-значное), уникальное для каждого
GSM и UMTS мобильного телефона. Оно устанавливается на заводе
производителем, служит для точной и полной идентификации телефона в
сети. IMEI хранится в специальной части памяти телефона и фактически
играет роль серийного номера аппарата.
Чтобы узнать IMEI своего телефона, нужно набрать на
клавиатуре *#06#. На экране появится код ІМЕІ. Чтобы проверить его
правильность, появившийся на экране код необходимо сверить с тем,
который написан на упаковке, в гарантийном талоне и на наклейке под
аккумулятором телефона.
Также следует проверить наличие кода IMEI в
обобщенной базе данных, которую ведет Украинский государственный центр
радиочастот (дальше — УГЦР). Для этого следует отправить на короткий
номер «307» SМS с кодом IMEI (только цифры, без черточек или пробелов).
Через некоторое время вы получите сообщение о наличии или отсутствии
кода IMEI вашего мобильного телефона в базе данных. Также проверить
наличие кода в базе можно на сайте www.ucrf.gov.ua, если набрать код
IMEI в специальном окошке и нажать кнопку «проверить».
2. Я еду за границу, хочу купить там телефон. Не отключат ли его после ввоза на Украину?
Его могут отключить в случае, если вы не внесете его
в базу. Для этого вам в первую очередь необходимо задекларировать
телефон при пересечении границы (провезти без разрешения УГЦР можно 2
шт.). Потом следует обратиться в УГЦР или его филиал в областном центре
с заявлением о внесении кода в базу. В нем следует указать модель и код
IMEI телефона. К заявлению прилагается оформленная ввозная таможенная
декларация. Регистрация бесплатна и занимает один день.
3. Я хочу купить телефон б/у. Будет ли проверка его кода отличаться от проверки кода нового аппарата?
При покупке телефона б/у алгоритм проверки кода IMEI точно такой же, как при покупке нового телефона (см. п. 1).
4. Могут ли быть на двух разных телефонах одинаковые IMEI?
По правилам, такого быть не должно — каждый код IMEI
уникален. Но бывают случаи совпадения кодов — это означает, что его
перепрошивали с помощью специального программного обеспечения. Скорее
всего, ваш телефон в данном случае — контрабандный продукт.
5. Если у меня и у членов моей семьи есть
телефоны, которые давно работают, внесут ли их в базу автоматически?
Или их нужно зарегистрировать самому?
Проверку кодов ІМЕІ телефонов, которыми вы
пользуетесь давно, можно осуществить после 30 сентября этого года. Эти
коды должны быть внесены в обобщенную базу данных по заявке операторов
до 30 сентября 2009 г. без вашего участия.
6. Я набрал *#06#, мне показало два кода IMEI — что это значит?
Два кода IMEI высветятся, если ваш телефон работает
с двумя SIM-картами, которые одновременно могут обслуживаться двумя
операторами.
7. Можно ли сменить IMEI?
Законно это делает только авторизованный сервисный
центр производителя, в случае если технология необходимого для аппарата
ремонта предусматривает замену, и это регистрируется производителем.
Смена IMEI-кода иными способами незаконна.
8. Есть ли IMEI у КПК и iPhone?
Да, у каждого мобильного устройства формата GSM и UMTS есть уникальный код IMEI, в том числе у КПК и iPhone.
9. Отключат ли телефон, если его нет в списке IMEI? На протяжении какого срока? Сообщат ли мне об этом?
Если кода не будет в базе, то оператор отправит
сообщение на ваш номер о возможном прекращении предоставления услуг по
определенным причинам. В сообщении обязательно будет указан адрес и
контактный номер сервисного центра оператора, куда следует обратиться
для решения этого вопроса. Максимальный срок, в течение которого вам
будут предоставляться услуги оператора, при условии, что ваш код IMEI
отсутствует в базе данных, — не более трех месяцев со дня первой
регистрации кода в сети любого оператора мобильной связи Украины.
10. Я проверял IMEI в базе через SМS, мне пришел ответ «невідомий формат даних IMEI». Что это означает?
Это означает, что при проверке кода через SМS вы
невнимательно его набрали — с буквами или другими знаками. Необходимо
вводить только цифры, поэтому для надежности лучше перевести телефон в
режим набора цифр.
11. На днях я потерял телефон. можно ли определить его местонахождение по коду IMEI?
Да, возможно, этим занимаются органы внутренних дел.
Для поиска украденного или потерянного телефона нужно обратиться к ним
с заявлением о розыске с указанием его модели и кода IMEI.
12. Я выбирал телефон, проверял IMEI.
Выяснилось, что больше половины IMEI телефонов с витрины нет в базе
данных, хотя все телефоны оригиналы — есть наклейка UA UCRF, IMEI на
коробке/телефоне/прошивке совпадают, все на гарантийном обслуживании
СЦ. Что это может значить?
Процедура по внесению телефонов в базу продолжается,
поэтому до сих пор существует вероятность, что не все коды на данный
момент числятся в базе.
13. Я проверял IMEI через SМS — отправил 15-значный IMEI, в ответе пришел 14-значный, без последней цифры. Что это значит?
В базе данных проверяются первые 14 цифр, которые
как минимум передаются в эфир при авторизации в сети оператора.
Последняя, 15-я цифра, является расчетной контрольной, не учитывается
при авторизации и не передается.
14. Что делать, если мой imei не высвечивается в «белом списке» (ни при проверке на сайте, ни через SMS)?
Скорее всего, ваш IMEI еще не внесен в базу данных. Окончательно все коды будут в базе не позднее 30 сентября 2009 г.
15. Могу ли я заблокировать украденный у меня телефон с помощью IMEI?
В случае кражи телефона вы должны обратиться в
правоохранительные органы с заявлением о блокировке и указанием кода.
Код внесут в черный список, и обслуживание вашего телефона прекратится,
как только информация будет у оператора. На сегодня обмен списками с
операторами осуществляется ежедневно, а в дальнейшем будет
осуществляться в режиме реального времени.
16. Если я покупаю телефон б/у, как я могу проверить, не ворованный ли он?
МВД готовит к передаче УГЦР полный перечень кодов
IMEI, которые, по данным органов внутренних дел, украдены или находятся
в розыске. Проверить наличие кода IMEI в черном списке можно на сайте www.ucrf.gov.ua
или отправив SМS с кодом IMEI на короткий номер «307» оператора (см. п.
1). При нахождении кода IMEI в черном списке вы получите сообщение об
этом.
17. Как узнать о гарантии телефона по IMEI? Что еще означают его цифры?
На сегодняшний день так о гарантии узнать нельзя.
Это можно определить по серийному номеру, который нанесен на этикетке
рядом с кодом IMEI. Первые 8 цифр IMEI — это информация о модели
телефона и государстве-производителе. Следующие 6 цифр — серийный номер
изделия для завода, который его изготавливает. |