Продажа недвижимости в Ирпене, Буче, квартиры Ирпень, Буча - kvartira-irpen.info
Квартиры Ирпень Буча
Каталог статей
Главная » Статьи » Интересно!

Ловушка для техосмотра

Ловушка для техосмотра

Игорь МЯГЧЕНКОВ (Эксперт (Украина), № 15-16, 29 апреля 2011)

Лишение ГАИ функций проведения техосмотра обернется для Украины монополизацией рынка околоавтомобильных финансовых услуг и новым ростом затрат на содержание автомобиля

Государственная автомобильная инспекция издавна воспринимается украинцами как коррумпированная структура. Не зря любимый каламбур наших автомобилистов крутится вокруг украиноязычной аббревиатуры ДАІ, которая так созвучна славянскому слову "Дай!". Понимая, что реформирование ГАИ - козырная карта электоральной партии, отечественные политики не раз превращали Госавтоинспекцию в объект популистских решений.

Бывшему спикеру парламента Арсению Яценюку однажды показалось, что заместитель начальника "Кобры" показал ему средний палец - и Алексея Кожу отправили в отставку (чуть позже расформировали и сам спецотряд). А еще раньше, в июле 2005 года, подражая своему грузинскому коллеге, бывший президент Виктор Ющенко объявил о ликвидации ГАИ во благо "маленьких українців". Надо признать, что после этого на дорогах многие стали ездить, кто во что горазд.

Сегодня ГАИ вновь стала источником реформаторского вдохновения украинского истеблишмента. Еще с весны прошлого года функционеры новой правящей команды начали говорить о реформах, реализация которых улучшит жизнь автомобилистов. Но всё свелось к упразднению транспортного сбора, который заменили драконовским акцизом на топливо, введенным на взлете нефтяных котировок, отменой талона нарушений к водительским удостоверениям и предъявления медицинской справки при техосмотре.

Недавно в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект президента Виктора Януковича по устранению избыточного государственного регулирования в сфере автомобильных перевозок. В нем, в частности, предлагается отменить обязательный техосмотр для легковых автомобилей, которые находятся в личном пользовании граждан.

Антикоррупционная импотенция

Комментируя предложение главы государства об отмене техосмотра, его советник и сотрудник администрации президента Елена Лукаш заявила: "В 90 процентах случаев владельцы транспортных средств получают талон о прохождении техосмотра с помощью коррупционных схем. По оценкам экспертов, объем таких неофициальных коррупционных платежей составляет сумму около миллиарда гривен".

Вопрос о лишении Госавтоинспекции функций проведения техосмотра транспортных средств поднимается не впервые. Соответствующий законопроект год назад вносил на рассмотрение в парламент народный депутат от "Нашей Украины - Народной самообороны", глава Комитета Верховной Рады по вопросам национальной безопасности и обороны Анатолий Гриценко. С аналогичной пропозицией выступал и бывший глава Госкомпредпринимательства Михаил Бродский. Однако их предложения были отклонены. Вернулись к ним только сейчас, когда избиратели, среди которых много автомобилистов, стали задавать неудобные вопросы. Например, почему при девятипроцентной инфляции некоторые продукты подорожали в полтора раза, а то и вдвое, коммунальные услуги - наполовину, а отмена транспортного сбора, который платился раз в два года, обернулась для среднего автомобилиста таким повышением акцизов на топливо, что, по сути, указанный сбор увеличился впятеро?

Коррупционная стоимость прохождения техосмотра для частников сейчас колеблется в пределах от 300 до 1000 гривен. Размер водительской "благодарности" зависит от региона регистрации, модели машины и "уровня сервиса". Максимальная сумма взимается в том случае, если "ускорители" сами приходят к вам в офис, берут документы и деньги, производят официальные платежи, оформляют нужные бумаги и в течение нескольких часов привозят заветный талон.

Кстати, о талоне. В июне 2009 года - в самый разгар кризиса - столичная ГАИ стала выдавать автомобилистам пластиковые талоны техосмотра по цене почти 100 гривен за штуку. Столь высокую стоимость в МРЭО объясняли эстетичностью и долговечностью нового "аусвайса", хотя за два года бумажный талон не приходил в полную негодность даже под палящим южным солнцем. Один из украинских журналистов и тест-пилотов решил перепроверить себестоимость производства пластиковых талонов весьма необычным образом. Он искал фирму, готовую позолотить полимерное изделие ГАИ. Золотить пластик никто не решился, но в качестве альтернативы одна из киевских мастерских предложила штамповать талоны из нержавеющей стали, с двух сторон покрытой тонким золотым слоем 950-й пробы. При тираже 1000 экземпляров стоимость одной полудрагоценной карточки составила бы 40 гривен.

В планах ГАИ был еще один источник пополнения бюджета - ограничение срока действия водительского удостоверения. При этом руководство МВД и некоторые народные депутаты ссылались на международный опыт, договорившись до того, что процесс получения прав и срок их действия регламентируются директивами ICAO - Международной организацией гражданской авиации. К счастью для автомобилистов, инициатива менять права каждые три-пять лет вызвала негативную реакцию у президента. В итоге водительские удостоверения выдаются с конца марта нынешнего года сроком на 50 лет, и при этом нет правового акта, требующего замены документов у тех водителей, которые обладают бессрочными правами.

Монополия - мать доходов

Ежегодно в Украине техосмотр проходит примерно шесть миллионов авто. Приняв среднюю стоимость коррупционной схемы получения соответствующего талона за 500 гривен, получаем годовой оборот три миллиарда гривен. Это много или мало?

Суммарный размер страховых платежей, собранных десятью ведущими страховыми компаниями Украины по ОСГПО ("автогражданке") за девять месяцев 2010-го, составил 358,2 млн гривен (647,3 млн гривен по всему рынку). Пускай за год наберется один миллиард - но это всё равно лишь около трети от оценочного теневого оборота по проведению техосмотра.

Следовательно, взимание платы за техосмотр станет лакомым кусочком для многих бизнес-структур. Каких? После очередной реформы обязательными документами, дающими право управлять автомобилем, останутся лишь водительское удостоверение, регистрационный документ на машину и страховой полис. То есть, по логике вещей, страховщики будут страховать автомобиль, будучи уверенными, что он исправен. Получается, что функции контроля над техосмотром перейдут от ГАИ к страховым компаниям (СК). И процедура техосмотра частных легковушек автоматически станет ежегодной (максимальный срок, на который выдается полис автогражданки) и не будет столь формальной, как сейчас (ведь техническое состояние авто в течение двух лет может радикально измениться, например, вытечет вся жидкость из тормозной системы).

В отличие от ГАИ страховые компании не имеют пунктов проведения технического осмотра, поэтому они будут заключать договоры о проведении техосмотра либо с независимыми СТО, либо с техцентрами автотрейдеров. Фокус в том, что в Украине многие СК тесно связаны с автомобильным бизнесом. В таких условиях возложение функций проведения техосмотра на страховщиков приведет к фактической монополизации рынка околоавтомобильных финансовых услуг: один и тот же оператор будет осуществлять безальтернативное кредитно-лизинговое обслуживание, сервисное сопровождение, страхование и техосмотр. А там уже недалеко и до максимально разумных расценок на свои услуги. За примерами далеко ходить не надо. Вспомним 2008 год, когда к проведению техосмотра были допущены сертифицированные ГАИ станции техобслуживания (кстати, сама процедура сертификации вызвала немало вопросов). Если техосмотр в ГАИ стоил в то время около 50 гривен, то на СТО обходился втрое дороже, что компенсировалось моральным фактором - минимизацией общения с сотрудниками Госавтоинспекции.

Монополизация рынка околоавтомобильных финуслуг приведет к тому, что "размазанная" по страховым полисам стоимость техосмотра превысит не только легальную оплату нынешних технических осмотров в ГАИ, но и их неофициальную коррупционную составляющую. Если сегодня для получения талона о прохождении техосмотра нужно потратить до 1000 гривен раз в два года, то завтра за проведение техосмотра придется платить втрое-вчетверо больше. И не факт, что по нашим дорогам станут ездить автомобили в исправном состоянии.



Источник: http://Эксперт (Украина), № 15-16, 29 апреля 2011
Категория: Интересно! | Добавил: mvko (01.05.2011) | Автор: Игорь МЯГЧЕНКОВ
Просмотров: 956 | Теги: автомагистраль, автомобиль, техосмотр, скорость, Водитель, трасса, алкоголь, гаи

Разделы

Новости недвижимости [43]
Новости Ирпенского региона [31]
Юридические консультации [33]
Интересно! [49]
Справочник [4]
Мои статьи [27]
Немного смеха [6]
Банки. кредит, ипотека [8]
Новости банковской системы, кредитование, ипотека

Форма входа

Статистика

Перевод

Поделитесь с дузьями



Вверх